Постановление
Президента Республики Узбекистан
О программе мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017 — 2021 годы
Отметить, что в соответствии с Программой мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий и систем в отраслях экономики и социальной сфере на 2015 — 2019 годы, одобренной постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года № ПП–2343, в республике в последние годы реализуется широкий комплекс мер по обеспечению энергосбережения в отраслях экономики и социальной сфере.
Введены стандарты по энергетическому менеджменту производства и энергетической маркировке бытового оборудования. Осуществляется внедрение энергоэффективных технологий в системе уличного освещения и энергосберегающих ламп для жилых и общественных зданий, прекращена реализация на территории республики ламп накаливания мощностью свыше 40 Вт.
В бюджетных учреждениях Министерства народного образования, Министерства здравоохранения и Центра среднего специального, профессионального образования ведется замена энергоемких котлов отопления на энергоэффективные. Реализуются инвестиционные проекты по внедрению современных газотурбинных, паротурбинных установок в энергетической отрасли.
В рамках принятой Программы мер по дальнейшему развитию гидроэнергетики на 2017 — 2021 годы предусматривается дальнейшее развитие гидроэнергетического потенциала республики на основе строительства 42 новых и модернизации 32 действующих гидроэлектростанций, с расширением к 2025 году мощностей экологически чистой гидроэнергии республики в 1,7 раза.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, энергоемкость отечественной экономики остается высокой, уровень диверсификации топливно-энергетического баланса за счет вовлечения в промышленное производство возобновляемых источников энергии не отвечает мировым тенденциям. В структуре первичного топлива для производства электрической и тепловой энергии доминируют природный газ и другие традиционные виды углеводородного топлива.
При производстве электрической и тепловой энергии практически не используется имеющийся достаточно высокий потенциал возобновляемых источников энергии (солнечной, ветровой и биогазовой, гидроэнергии малых естественных и искусственных водотоков).
В целях расширения использования возобновляемых источников энергии, сокращения энергоемкости производства, целевого внедрения в практику отечественных научно-технических разработок и исследований передовых апробированных международных энергосберегающих технологий, реализации приоритетных направлений в этой сфере, определенных Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах:
1. Определить приоритетными направлениями дальнейшего развития возобновляемой энергетики, повышения энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017 — 2021 годы:
внедрение инновационных технологий, научно-технических разработок в сфере развития возобновляемой энергетики и повышения энергоэффективности, расширение производства и локализации энергосберегающего оборудования и приборов, в том числе путем трансфера технологий и создания инженерных центров;
диверсификацию топливно-энергетического баланса в части производства электрической энергии с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии, энергетической утилизации вторичных энергетических ресурсов, вовлечение субъектов предпринимательства в создание генерирующих мощностей на основе апробированных технологий использования солнечной, ветровой энергии, микро- и малых гидроэлектростанций;
снижение энергоемкости выпускаемой продукции путем создания новых и модернизации, технического и технологического перевооружения действующих мощностей на основе внедрения современных энергоэффективных и энергосберегающих технологий.
См. предыдущую редакцию.
2. Одобрить разработанную Министерством экономики, Министерством водного хозяйства, Академией наук Республики Узбекистан, АО «Узбекэнерго» и АО «Узбекгидроэнерго» Программу мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017 — 2021 годы (далее — Программа мер), включающую:
(абзац первый пункта 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2018 года № УП-5497 — Национальная база данных законодательства, 01.08.2018 г., № 06/18/5497/1604)
целевые параметры по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики согласно приложению № 1;
перечень инвестиционных проектов по развитию возобновляемой энергетики согласно приложению № 2;
комплекс мер по развитию использования возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017 — 2021 годы согласно приложению № 3;
целевые параметры снижения энергоемкости и экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики на 2017 — 2021 годы согласно приложениям №№ 4, ;
график внедрения энергоэффективных отопительных котлов в бюджетных организациях на 2017 — 2021 годы согласно приложению № 5;
См. предыдущую редакцию.
график внедрения энергоэффективных насосов и электродвигателей в насосных станциях водохозяйственных организаций Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан на 2017 — 2021 годы согласно приложению № 6.
(абзац седьмой пункта 2 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2018 года № УП-5497 — Национальная база данных законодательства, 01.08.2018 г., № 06/18/5497/1604)
Возложить на руководителей комплексов Кабинета Министров, министерств, ведомств и хозяйственных объединений — ответственных исполнителей, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкента персональную ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий, предусмотренных одобренной настоящим постановлением Программой мер.
Министерствам, ведомствам и хозяйственным объединениям, ответственным за реализацию соответствующих мероприятий, обеспечить в месячный срок разработку и утверждение «дорожных карт» по каждому предусмотренному параметру и проекту.
3. Утвердить обновленный состав Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии согласно приложению № 7.
Предоставить право Республиканской комиссии (А.Н. Арипов) вносить, при необходимости, изменения и дополнения в целевые и прогнозные параметры Программы мер, одобренной настоящим постановлением.
4. Академии наук Республики Узбекистан, Агентству по науке и технологиям, АО «Узбекгидроэнерго», Международному институту солнечной энергии, Научно-техническому центру АО «Узбекэнерго» в двухмесячный срок на основе анализа отечественных разработок и научно-прикладных исследований в сфере использования энергии из возобновляемых источников, в том числе развития солнечной энергетики, энергоэффективности, а также возможности трансфера опробованных передовых зарубежных технологий в этой сфере, разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан план практических мер по расширению целевого внедрения в отраслях экономики и социальной сфере возобновляемых источников энергии и развитию солнечной энергетики.
5. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с НХК «Узбекнефтегаз», АО «Узбекэнерго» и АО «Узбекгидроэнерго» ежегодно при формировании прогнозных показателей производства и потребления топливно-энергетических ресурсов предусматривать их объемы согласно приложениям №№ 4 и .
6. Министерству финансов Республики Узбекистан, начиная с 1 января 2018 года, при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан предусматривать в смете расходов бюджетных организаций, а также в параметрах местных бюджетов необходимые средства, по обоснованным расчетам, на выполнение Программы мер.
7. Установить, что:
микро- и малые гидроэлектростанции с установленной мощностью до 0,2 МВт и 30 МВт соответственно, потребители электрической энергии, вырабатывающие ее с использованием возобновляемых источников энергии, а также производители энергии из возобновляемых источников энергии и с использованием вторичных энергетических ресурсов, независимо от организационно-правовой формы, могут подключаться к сетям единой электроэнергетической системы потребителей электрической энергии на условиях блок-станций в соответствии с требованиями законодательства;
установки возобновляемых источников энергии и с использованием вторичных энергетических ресурсов имеют приоритетность в диспетчерском графике оператора единой электроэнергетической системы по покупке энергии перед генерирующими мощностями, использующими ископаемое топливо;
затраты, необходимые для реконструкции и (или) расширения действующих электрических сетей, связанные с подключением оборудования (установок) возобновляемых источников энергии, несет их владелец, а до точки подключения к единой электроэнергетической системе — производитель энергии из возобновляемых источников энергии;
расчеты за поставляемую электрическую энергию из возобновляемых источников (кроме организаций АО «Узбекгидроэнерго») в единую электроэнергетическую систему производятся по величине действующего тарифа для потребителей (без учета налога на добавленную стоимость), уменьшенного на величину себестоимости передачи единицы электроэнергии по единой электроэнергетической системе, а также на величину стоимости распределения и продажи единицы электрической энергии предприятиями территориальных электрических сетей.
При этом, расчеты без учета налога на добавленную стоимость производятся в период действия льгот и преференций по освобождению от налога на добавленную стоимость, предусмотренных абзацем вторым пункта 5 постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года № ПП-2343 «О Программе мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015 — 2019 годы».
Предприятия территориальных электрических сетей по согласованию с АО «Узбекэнерго» и органами исполнительной власти на местах имеют право заключать договоры на покупку электрической энергии у потребителей, вырабатывающих ее на базе возобновляемых источников энергии.
8. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и г. Ташкента:
совместно с Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру и Государственным комитетом по архитектуре и строительству оказывать содействие инициаторам проектов в предоставлении земельных участков и согласовании с уполномоченными организациями по принципу «одно окно» проектов строительства установок, использующих возобновляемые источники энергии, по заявке инициаторов этих проектов в порядке, установленном законодательством;
обеспечить контроль за исполнением сроков прохождения разрешительных процедур при строительстве и вводе в эксплуатацию установок, использующих возобновляемые источники энергии.
9. Кабинету Министров Республики Узбекистан (Ибрагимов Г.И.) в трехмесячный срок принять меры по совершенствованию системы государственного топливно-энергетического надзора за добычей, переработкой, транспортировкой, распределением, использованием углеводородного топлива, переработкой его в промышленные виды энергии, состоянием использования тепловой и электрической энергии.
10. Освободить сроком до 1 января 2022 года от таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) оборудование, сырье и материалы, комплектующие, приборы, запасные части, технологическую документацию, непроизводимые в республике, ввозимые для реализации мероприятий, включенных в Программу мер, по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан по согласованию с Комиссией по критическому анализу объема и структуры импорта товаров (работ, услуг), углублению локализации производства импортозамещающей продукции, образованной распоряжением Президента Республики Узбекистан от 6 апреля 2017 года № Р–4891.
11. Государственному комитету Республики Узбекистан по инвестициям, Министерству финансов, Министерству экономики и Министерству иностранных дел Республики Узбекистан на постоянной основе обеспечивать привлечение грантов, кредитов и целевых средств международных финансовых организаций, иностранных правительственных фондов и организаций по заявкам инициаторов проектов для реализации Программы мер.
12. Национальной телерадиокомпании Узбекистана, Академии наук, Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан, НХК «Узбекнефтегаз», АО «Узбекэнерго» и АО «Узбекгидроэнерго» совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить освещение на регулярной основе вопросов внедрения технологий по возобновляемым источникам энергии, повышения энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере, важности экономного и бережного использования топливно-энергетических ресурсов.
13. Признать утратившими силу пункты 2 — 4, 6 постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года № ПП–2343 «О Программе мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015 — 2019 годы», а также приложения №№ 1 — 6 к нему.
14. Министерству экономики Республики Узбекистан совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
15. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Г.И. Ибрагимова.
 Комментарий LexUz
Настоящее постановление опубликовано в газете «Народное слово» от 30 мая 2017 года № 106 (6770).
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
г. Ташкент,
26 мая 2017 г.,
№ ПП-3012
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2017 года № ПП-3012
Целевые параметры
Программы мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики

МВт

п/п

Наименование показателей

Генерирующая мощность
в 2016 г.

(факт)

Прогноз ввода генерирующих мощностей

Доля в структуре генерирующих мощностей, %

Темп роста
в 2025 г.
к 2016 г. (к году ввода), %*

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2025 г.

2016 г.

2025 г. *

Всего

14 164,0

415,0

587,7

1 159,7

2 991,5

5 222,5

7 401,9

100,0

100,0

135,5

в том числе:

1.

традиционная энергетика

12 370,0

370,0

427,0

802,0

2 409,0

4 218,6

5 406,0

87,3

80,3

124,6

2.

возобновляемые источники энергии

1 794,0

45,0

160,7

357,7

582,5

1 003,9

1 995,9

12,7

19,7

211,3

их них:

2.1.

гидроэнергетика

1 793,9

45,0

60,7

157,7

382,5

601,9

1 243,9

12,7

15,8

169,3

2.2.

солнечная энергетика

0,13

100,0

200,0

200,0

300,0

450,0

0,001

2,3

3 462,5 р.

2.3.

ветровая энергетика

102,0

302,0

1,6

3,0р.

* С учетом расчетного прогноза вывода устаревших мощностей 2 369,0 МВт.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2017 года № ПП-3012
ПЕРЕЧЕНЬ
инвестиционных проектов по развитию возобновляемой энергетики

экв. млн долларов

п/п

Наименование проектов

Проектная мощность

Сроки реализации

Общая стоимость проекта*

В том числе по источникам финансирования:

собственные средства

ФРРУз

кредиты коммерческих банков

иностранные инвестиции кредиты

Всего (810 проектов)

5 338,9

2 634,1

389,0

139,0

2 176,8

в том числе:

новое строительство (778 проектов)

4 260,1

2 222,5

389,0

139,0

1 509,7

модернизация (32 проекта)

1 078,8

411,7

667,2

I.

Проекты по созданию новых и модернизации действующих генерирующих мощностей по возобновляемым источникам энергии

5 220,7

2 593,7

389,0

67,2

2 170,8

новое строительство

4 141,9

2 182,1

389,0

67,2

1 503,7

АО «Узбекэнерго»

879,3

110,1

389,0

67,2

313,0

1.

Строительство солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Самаркандской области

100 МВт

2017-2018 гг.

233,1

13,1

110,0

110,0

2.

Строительство солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Навоийской области

100 МВт

2017 — 2019 гг.

233,1

35,0

114,0

9,1

75,0

3.

Строительство солнечной фотоэлектрической станции мощностью 100 МВт в Шерабадском районе Сурхандарьинской области

100 МВт

2019 — 2021 гг.

233,1

35,0

114,0

9,1

75,0

4.

Строительство ветровой станции мощностью
102 МВт в Навоийской области

102 МВт

2018 — 2021 гг.

180,0

27,0

51,0

49,0

53,0

АО «Узбекгидроэнерго»

3 262,6

2 072,0

1190,7

5.

Строительство 18 новых гидроэлектростанций

984,7 МВт

2017 — 2025 гг.

2 038,8

1 369,2

669,7

6.

Реализация 24 перспективных проектов по строительству новых гидроэлектростанций

637,3 МВт

2021 — 2030 гг.

1 223,8

702,8

521,0

модернизация

1 078,8

411,7

667,2

АО «Узбекгидроэнерго»

1 078,8

411,7

667,2

7.

Модернизация 14 действующих гидроэлектростанций

1384,9 МВт

2017 — 2025 гг.

609,8

271,0

338,9

8.

Реализация 18 перспективных проектов по модернизации действующих гидроэлектростанций

588 МВт

2018-2030 гг.

469,0

140,7

328,3

II.

Проекты по внедрению возобновляемых источников энергии

83,9

23,4

60,5

новое строительство

83,9

23,4

60,5

АО «Узстройматериалы»

2,0

2,0

9.

Внедрение солнечных фотоэлектрических станций на социальных и административных объектах АО «Кызылкумцемент»

100 кВт

2017-2018 гг.

2,0

2,0

НХК «Узбекнефтегаз»

14,9

7,4

7,5

10.

Внедрение фотоэлектрических панелей для снабжения электроэнергией объектов АК «Узнефтегаздобыча»

экономия
7,3 тыс. кВт. ч электроэнергии

2018 — 2020 гг.

9,9

4,9

5,0

11.

Внедрение солнечных водонагревателей для горячего водоснабжения хозяйственных объектов АК «Узнефтегаздобыча»

экономия
4,75 Гкал тепловой энергии

2018 — 2020 гг.

5,0

2,5

2,5

Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей

67,0

14,0

53,0

Реализация 726 проектов по строительству

12.

биогазовых установок в крупных животноводческих и птицеводческих хозяйствах республики

60,8 млн куб. м биогаза

2017 — 2019 гг.

67,0

14,0

53,0

III.

Проекты по производству оборудования и комплектующих для возобновляемой энергетики

34,3

17,0

11,3

6,0

новое строительство

34,3

17,0

11,3

6,0

АК «Узэлтехсаноат»

17,8

10,0

7,8

13.

Организация производства фотоэлектрических станций малой мощности (новое предприятие)

до 500 кВт

2017 — 2019 гг.

17,8

10,0

7,8

АО «Ташкентский завод по переработке ЛОЦМ»

6,5

2,0

3,5

1,0

14.

Организация производства кальцинированного свинцового сплава и гелевых аккумуляторов

100 тыс.ед.

2017 — 2019 гг.

6,5

2,0

3,5

1,0

НХК «Узбекнефтегаз»

10,0

5,0

5,0

15.

Организация совместно с ведущими китайскими партнерами современного производства по выпуску и сервисному обслуживанию биогазовых установок (совместно с АКБ «Агро банк»)

200 ед.

2017-2018 гг.

10,0

5,0

5,0

* Окончательная стоимость и источники финансирования проектов подлежат уточнению по результатам утверждения ПТЭО/ТЭО проектов и проведения тендерных торгов.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2017 года № ПП-3012
Комплекс мер
по развитию использования возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017 — 2021 годы

п/п

Наименование мероприятия

Механизм реализации

Сроки исполнения

Источники финансирования

Ответственные исполнители

I. Развитие возобновляемой энергетики

1.

Совершенствование нормативно-правовой базы для ускоренного развития использования возобновляемых источников энергии, определяющей гарантии доступа производителей энергии из возобновляемых источников независимо от их организационно-правовой формы к единой электроэнергетической системе, формирование стимулирующих тарифов и закупочных цен на электроэнергию, производимую из возобновляемых источников.

Принятие закона Республики Узбекистан «О возобновляемых источниках энергии».

IV квартал 2017 г.

-

Минэкономики,

ГИ «Узгосэнергонадзор»,
АО «Узбекэнерго»,

АО «Узбекгидроэнерго», Академия наук, Минюст, заинтересованные министерства и ведомства

2.

Совершенствование системы управления вопросами внедрения возобновляемых источников энергии, обеспечение стабильного финансирования проектов, формирование рынка и координация проектов в сфере возобновляемых источников энергии, решение вопросов организации технологического сервиса и подготовки персонала, расширение проведения совместных научных исследований и опытно-конструкторских работ.

1. Проведение анализа эффективности функций и задач министерств и ведомств, органов исполнительной власти на местах по внедрению использования возобновляемых источников энергии.

2. Внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений по дальнейшему совершенствованию системы управления вопросами внедрения возобновляемых источников энергии.

IV квартал 2017 г.

-



-

Минэкономики, Академия наук,

АО «Узбекгидроэнерго», Международный институт солнечной энергии, Минфин, Минюст, Агентство по науке и технологии, ТПП, Госкомконкуренции,
АО «Узбекэнерго»,
НХК «Узбекнефтегаз»

3.

Пересмотр двух государственных стандартов на предмет их приведения в соответствие с международными требованиями: O’zDSt 1314:2009 «Возобновляемые источники энергии. Ветроэнергия. Ветроэнергетика. Установки ветроэнергетические. Общие технические требования», O’zDSt 2798:2013 «Установки биогазовые. Общие технические условия» на предмет их соответствия международным стандартам.

Утверждение государственных стандартов в новой редакции.

III квартал 2017 г.

Собственные средства

Агентство «Узстандарт»,
АО «Узбекэнерго»,
АО «Узбекгидроэнерго», Госархитектстрой, Минэкономики

4.

Разработка и утверждение государственных стандартов по возобновляемой энергетике на основе изучения международных стандартов Международной Электротехнической Комиссии (МЭК).

1. Утверждение графика разработки государственных стандартов по возобновляемой энергетике на основе стандартов МЭК.

2. Определение источников финансирования разработки государственных стандартов.

3. Разработка государственных стандартов в сфере использования возобновляемой энергии.

III квартал 2017 г.


III квартал 2017 г.

2017 — 2019 гг.

собственные и бюджетные средства, гранты МФИ и международных организаций

Агентство «Узстандарт», Международный институт солнечной энергии,

АК «Узэлтехсаноат»,
АО «Узбекэнерго»,

АО «Узбекгидроэнерго»

5.

Совершенствование системы учета установленных мощностей установок и оборудования по использованию энергии из возобновляемых источников у юридических и физических лиц, в том числе солнечной, биогазовой и ветровой.

Внесение соответствующих изменений в формы ежегодной статистической отчетности, при необходимости внесение предложений по внедрению новых форм.

IV квартал 2017 г.

-

Госкомстат, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства

6.

Создание более благоприятных условий для поддержки производителей и потребителей установок возобновляемых источников энергии, предоставление необходимых льгот, создание условий и стимулов для развития использования энергии из возобновляемых источников.

Внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта нормативно-правового акта об утверждении перечня оборудования, сырья и материалов, комплектующих, приборов, запасных частей, технологической документации, не производимых в республике, освобождаемых от таможенных платежей, ввозимых для реализации мероприятий, включенных в Программу мер.

III квартал 2017 г.

-

АК «Узэлтехсаноат», Минэкономики, Министерство внешней торговли, Минфин, ГТК, заинтересованные министерства и ведомства

7.

В целях обеспечения единого подхода в применении налогового законодательства по предоставляемым льготам внедрение механизма идентификации организаций, специализирующихся на выпуске установок по производству энергии из возобновляемых источников, а также отнесению их продукции к категории установок по производству энергии из возобновляемых источников.

Внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта по решению данного вопроса.

III квартал 2017 г.

-

Агентство «Узстандарт», Госналоговый комитет, Госкомстат, Минэкономики, Минфин, заинтересованные министерства и ведомства

8.

Создание устойчивых источников финансирования инвестиционных проектов по внедрению использования возобновляемых источников энергии для производства промышленных видов энергии.

Проведение переговоров с международными финансовыми институтами и иностранными правительственными фондовыми организациями.

постоянно

-

Госкомитет по инвестициям, Минэкономики, Минфин, МИД

9.

Проведение научно-прикладных исследований по использованию энергии из возобновляемых источников, в том числе солнечной, биогазовой и ветровой энергии, с использованием отечественных производственных и сырьевых ресурсов, а также последующим созданием серийного производства установок и оборудований.

Разработка решения Правительства об утверждении перечня научно-прикладных исследований по использованию энергии из возобновляемых источников.

IV квартал 2017 г.

бюджетные средства, средства специальных фондов

Агентство по науке и технологиям, Академия наук, Минэкономики, заинтересованные министерства и ведомства

10.

Формирование и мониторинг баланса производства и распределения электрической энергии, с выделением в отдельной статье возобновляемых источников энергии.

Внесение изменений в форму ежегодно утверждаемого баланса производства и распределения электрической энергии.

начиная с 2018 г.

-

Минэкономики,

АО «Узбекэнерго»,
АО «Узбекгидроэнерго»

11.

Поэтапное внедрение с 1 января 2018 года в строящемся индивидуальном жилье по типовым проектам в сельской местности возобновляемых источников энергии, в том числе солнечных водонагревательных систем и энергоэффективных котлов отопления, в первую очередь отечественного производства.

Внесение изменений и дополнений в проектную документацию по строительству в сельской местности индивидуального жилья по типовым проектам.

IV квартал 2017 г.

-

Госархитектстрой, ООО «ИК «Кишлоккурилишинвест»»

12.

Реализация технического потенциала малых рек, каналов и искусственных водоемов в регионах для повышения надежности электроснабжения удаленных населенных пунктов и развития производственных и перерабатывающих предприятий.

Разработка и утверждение в установленном порядке территориальных адресных программ строительства микро- и малых гидроэлектростанций на естественных и искусственных водотоках в регионах.

IV квартал 2017 г.

собственные средства, кредиты коммерческих банков, МФИ и ИПФО

АО «Узбекгидроэнерго», Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, Минэкономики, Минсельводхоз, инициаторы проектов, заинтересованные министерства и ведомства

13.

Дальнейшее продвижение проекта «Развитие ветроэнергетического потенциала Республики Узбекистан», подготовленного совместно с Всемирным банком.

1. Завершение адаптации ПТЭО проекта к требованиям национального законодательства.

2. Экспертиза ПТЭО проекта.

3. Разработка графика реализации проекта.

4. Проведение презентации по итогам реализации проекта.

III квартал 2017 г.

октябрь 2017 г.

собственные средства, кредиты коммерческих банков и МФИ

АО «Узбекэнерго», Минэкономики, уполномоченные органы экспертизы

14.

Налаживание производства микро- и малых гидроэлектростанций для использования потенциала естественных и искусственных водотоков.

1. Проработка с иностранными партнерами вопроса производства в республике микро- и малых ГЭС.

2. Разработка инвестиционного проекта в установленном порядке.

3. Реализация инвестиционного проекта

IV квартал

2017 г.

I квартал

2017 г.

2018-2019 гг.

собственные средства, кредиты коммерческих банков и МФИ

АК «Узэлтехсаноат», АО «Узбекгидроэнерго», инициаторы проектов

15.

Замещение природного газа, сжиженного газа на энергоносители, вырабатываемые на базе возобновляемых источников энергии и альтернативного топлива, в отдаленных районах с внедрением гибридных агрегатов, вырабатывающих энергию за счет традиционных видов топлива и возобновляемых источников энергии.

1. Разработка и утверждение территориальных Программ строительства биогазовых установок в районах республики на период 2018 — 2021 годы.

2. Реализация утвержденных проектов строительства биогазовых установок.

III квартал 2017 г.


2018-2019 гг.

собственные средства инициаторов, кредитные линии коммерческих банков и специальных фондов

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей, инициаторы проектов

II. Повышение энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере

16.

Реализация организационно-технических мероприятий по снижению энергоемкости ВВП к 2030 году в два раза, с учетом мер модернизации и замены энергоемкого оборудования по результатам технического аудита.

Разработка и утверждение ежегодных организационно-технических мероприятий по снижению энергоемкости продукции, работ и услуг.

ежегодно до 5 декабря

собственные средства, кредиты коммерческих банков, МФИ и ИПФО

Минэкономики,

ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», министерства, ведомства и организации

17.

Обеспечение доступности для потребителей информации о выпускаемой энергоэффективной продукции отечественных производителей.

Издание тематических каталогов продукции отечественных производителей серии «Энергоэффектив�ость и энергосбережение».

III квартал 2017 г.

собственные средства

Агентство «Узстандарт», АК «Узэлтехсаноат»

18.

Совершенствование системы проведения энергетических обследований потребителей топливно-энергетических ресурсов в целях улучшения качества их проведения, повышения ответственности энерго-аудиторов при разработке мероприятий по результатам проведенных энерго-обследований потребителей топливно-энергетических ресурсов и при реализации этих мероприятий.

Внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложений о внесении изменений и дополнений в Правила проведения энергетических обследований и экспертиз потребителей топливно-энергетических ресурсов, утвержденных постановлением Кабинета Министров от 07 августа 2016 г. № 164.

IV квартал 2017 г.

-

Минэкономики,

ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Узгоснефтегазинспекция,

АО «Узбекэнерго», ТПП, заинтересованные министерства и ведомства

19.

Внедрение автоматизированных систем мониторинга за энергоэффективностью производства и энергоемкостью продукции, утверждением и соблюдением удельных норм расхода топлива на единицу производимой продукции.

Разработка и внедрение автоматизированного программного обеспечения для ведения онлайн мониторинга параметров энергоэффективности.

I квартал 2018 г.

-

Минэкономики,

ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», Мининфоком, Минфин, заинтересованные министерства и ведомства

20.

Сокращение потерь при первичном производстве энергоресурсов, в первую очередь при добыче, переработке и транспортировке природного газа, в том числе путем утилизации попутных газов, а также производстве, транспортировке и потреблении энергии.

1. Утверждение организационно-технических мероприятий.

2. Формирование предложений и реализация инвестиционных проектов в рамках ежегодных инвестиционных программ.

III квартал 2017 г.

ежегодно

собственные средства, кредиты и безвозмездное содействие МФИ/ИПФО, кредиты коммерческих банков, иностранные инвестиции, средства ФРР

НХК «Узбекнефтегаз», АО «Узбекэнерго»,

ГИ «Узгосэнергонадзор», ГИ «Узгоснефтегазинспекция», уполномоченные органы экспертизы, организации и хозяйственные объединения

21.

Перевод отечественных цементных заводов на «сухой» способ производства, кирпичных заводов, цехов по производству гашенной извести, а также тепличных хозяйств на использование альтернативного топлива (уголь, угольный брикет и другие).

Формирование предложений и реализация инвестиционных проектов в рамках ежегодных инвестиционных, отраслевых и территориальных программ.

2017 — 2020 гг.

собственные средства, кредиты коммерческих банков и средства ФРР

АО «Узстройматериалы», Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей

22.

Проведение энергетической паспортизации многоквартирных домов и общественных зданий в крупных городах республики с целью уточнения реальных тепловых нагрузок на системы отопления, вентиляции и водоснабжения.

Разработка и утверждение программы на среднесрочную перспективу с учетом повышения энергоэффективности (утепления стен и покрытий, замены окон, кровельного материала) и других мероприятий, с установлением новых минимальных температурных норм.

2017-2018 гг.

собственные и бюджетные средства

Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, Минжилкомобслуживания, Госархитектстрой, отраслевые проектные институты

23.

Реализация положений Закона Республики Узбекистан «О рациональном использовании энергии» в части нормирования расходов энергии в отраслях экономики.

Утверждение положения по нормированию расходования топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики Республики Узбекистан.

IV квартал 2017 г.

-

ГИ «Узгоснефтегазинспекция»,

ГИ «Узгосэнергонадзор», АО «Узбекэнерго», АО «Узбекгидроэнерго», НХК «Узбекнефтегаз», Минэкономики

24.

Привлечение дополнительной кредитной линии Международной ассоциации развития группы Всемирного банка по проекту «Повышение энергоэффективности промышленных предприятий».

Проведение переговоров с пересмотром условий и критериев отбора и финансирования проектов.

IV квартал 2017 г.

-

Минэкономики, Минфин, коммерческие банки

25.

Привлечение займа Азиатского банка развития для финансирования проектов в сфере повышения энергоэффективности.

Реализация проекта «Внедрение на промышленных предприятиях современных энергоэффективных технологий» в соответствии с утвержденным сетевым графиком.

2017 — 2021 гг.

средства Азиатского Банка развития

Минэкономики, Минфин, коммерческие банки, промышленные предприятия

26.

Расширение привлечения прямых иностранных инвестиций, кредитов, в том числе на льготной основе, и грантов для реализации энергосберегающих проектов и мероприятий.

Проведение презентаций и переговоров.

постоянно

-

Госкомитет по инвестициям, ТПП, заинтересованные министерства и ведомства

27.

Разработка предложений по расширению внедрения систем энергетической маркировки для энергоемких оборудований и установок, в том числе для котлов отопления и горячего водоснабжения.

Внесение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проекта решения Правительства по данному вопросу.

I квартал 2018 г.

-

Агентство «Узстандарт», заинтересованные министерства и ведомства

28.

Подготовка и повышение квалификации специалистов, инженеров и строителей по направлениям: возобновляемые источники энергии; энергоэффективность жилых помещений и общественных зданий; энергоэффективность производственных процессов в базовых отраслях экономики; энергетическое обследование промышленных предприятий.

Открытие новых специальностей, внесение дополнений в учебные программы, проведение тематических курсов и семинаров.

начиная с 2017/2018 учебного года

собственные и бюджетные средства, безвозмездное содействие МФИ/ИПФО

Минвуз, МНО, Минэкономики, Минфин

Примечание. виды нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим приложением, могут быть пересмотрены или объединены в один, исходя из сферы и предмета регулирования правовых отношений.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2017 года № ПП-3012
Целевые параметры снижения энергоемкости в отраслях экономики на 2017 — 2021 годы

% снижения к предыдущему году

п/п

Наименование организаций

Прогноз снижения удельных расходов топливно-энергетических ресурсов (природный газ, электроэнергия, нефтепродукты) на производство продукции (работ, услуг)

Всего за 2017 — 2021 гг.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Всего

63

7,0

83

9,7

13,2

37,4

в том числе:

1.

НХК «Узбекнефтегаз»

4,7

7,4

6,9

7,4

6,1

28,6

2.

ГП «Навоийский ГМК»

0,4

0,5

0,6

0,7

1,3

3,4

3.

АО «Узбекэнерго»

4,6

3,2

1,5

7,2

8,8

23,0

4.

АО «Узбекуголь»

2,1

1,6

8,8

10,2

11,2

29,9

5.

АО «Алмалыкский ГМК»

0,4

0,6

0,7

0,9

1,0

3,5

6.

АО «Узкимёсаноат»

1,3

11,0

23,4

13,7

5,3

45,0

7.

АО «Узметкомбинат»

- действующее производство

1,2

1,7

1,5

1,8

1,7

7,7

- вновь создаваемое производство

-

-

38,2

17,5

24,2

61,4

8.

АО «Ташкентский завод по переработке ЛОЦМ»

1,6

1,8

2,4

2,7

1,1

9,2

9.

АК «Узавтосаноат»

12,7

0,9

1,5

12,5

6,4

30,2

10.

АК «Узэлтехсаноат»

1,5

0,6

1,5

3,0

3,0

9,3

11.

АО «Узагротехсаноатхолдинг»

24,6

11,9

13,1

13,1

12,9

56,2

12.

ХК «Узпахтасаноатэкспорт»

6,1

3,0

2,3

2,4

2,3

15,1

13.

АО «Узбекенгилсаноат»

5,0

4,3

3,0

1,3

1,2

14,0

14.

ХК «Узбекозиковкатхолдинг»

2,7

1,7

1,9

1,8

1,9

9,6

15.

АК «Уздонмахсулот»

1,3

1,6

4,7

2,4

2,8

12,2

16.

ХК «Узвиносаноатхолдинг»

5,5

6,5

5,1

4,3

6,2

24,7

17.

Ассоциация «Узбекчармпойабзали»

9,6

7,5

15,6

5,1

4,1

35,8

18.

АО «Узстройматериалы»

3,8

4,9

17,4

3,5

3,7

29,8

19.

АО «Узбекистон темир йуллари»

0,8

0,8

0,8

0,9

1,1

4,3

20.

АК «Узмонтажспецстрой»

3,4

5,0

4,0

3,0

3,0

17,1

21.

Госкомавтодор

1,8

1,6

1,5

1,7

1,4

7,7

22.

ГАК «Узфармсаноат»

7,5

7,4

9,1

11,1

6,9

35,6

23.

Агентство по печати и информации

10,3

8,5

8,4

8,5

9,8

38,0

24.

ИПАК «Шарк»

1,7

4,3

7,9

6,4

7,3

24,8

25.

Теплоснабжающие организации

1,3

1,7

2,3

1,8

2,1

8,9

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4а
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2017 года № ПП-3012
Целевые параметры
экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики на 2017 — 2021 годы

п/п

Наименование организаций

Прогноз экономии топливно-энергетических ресурсов, в том числе:

природный газ (млн.куб.м)

электрическая энергия (млн. кВт. ч)

нефтепродукты (тонн)

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Всего

856,8

1 063,8

1 709,0

1 557,0

554,5

911,2

1131,0

1 498,6

1 699,2

2 142,5

4 285,4

6 081,9

7 171,8

7 995,9

10 620,0

в том числе:

1.

НХК «Узбекнефтегаз»

141,6

148,4

126,9

123,4

182,4

102,6

120,9

64,9

140,3

179,0

1 684,8

2 028,5

2 238,1

2 581,8

2 728,8

2.

ГП «Навоийский ГМК»

0,5

0,7

0,8

0,9

1,7

15,2

19,0

22,7

26,3

48,5

972,1

1 249,8

1 366,1

2 056,0

2 299,7

3.

АО «Узбекэнерго»

556,2

524,2

554,7

960,5

93,0

345,6

357,4

370,3

537,8

641,6

317,2

849,9

1 290,6

1 408,0

1 960,2

4.

АО «Узбекуголь»

-

-

-

-

-

11,5

10,2

5,9

2,6

22,6

98,0

105,6

176,2

168,6

245,8

5.

АО «Алмалыкский ГМК»

2,1

2,6

2,2

2,9

2,4

19,2

19,0

28,3

22,8

29,8

330,0

368,1

434,0

372,6

386,2

6.

АО «Узкимёсаноат»

58,9

288,8

789,7

392,2

174,4

166,0

401,6

601,3

718,0

762,6

56,0

55,4

76,5

191,5

298,4

7.

АО «Узметкомбинат»

- действующее производство

1,06

1,24

0,6

0,9

0,9

6,8

9,8

12,7

14,0

12,2

23,6

13,1

15,2

12,5

20,2

- вновь создаваемое производство

-

-

3,4

1,2

26,3

-

-

190,8

67,2

279,0

-

-

-

-

-

8.

АО «Ташкентский завод по переработке ЛОЦМ»

0,1

0,12

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,04

3,1

5,6

7,6

7,3

9,7

9.

АК «Узавтосаноат»

3,6

1,6

0,4

5,4

2,3

12,5

15,3

18,6

26,1

34,0

63,6

96,9

111,9

101,3

287,4

10.

АК «Узэлтехсаноат»

0,6

0,15

0,3

0,7

0,8

2,4

3,5

3,3

2,5

1,7

1,5

1,6

1,7

1,7

1,8

11.

АО «Узагротехсаноатхолдинг»

0,68

0,18

0,2

0,2

0,3

7,8

4,3

4,9

5,1

5,3

1,9

1,6

4,7

3,8

4,1

12.

ХК «Узпахтасаноатэкспорт»

6,3

2,4

1,6

1,7

1,7

47,4

27,0

22,6

21,8

20,9

52,7

67,1

87,8

66,8

33,8

13.

АО «Узбекенгилсаноат»

-

-

-

-

-

80,5

76,2

59,5

29,2

31,1

7,7

8,1

8,5

8,9

9,4

14.

ХК «Узбекозиковкатхолдинг»

6,8

4,3

5,4

5,1

6,2

8,3

3,1

3,8

2,6

0,4

3,1

3,3

3,4

3,6

3,8

15.

АК «Уздонмахсулот»

0,1

0,1

0,05

0,1

0,3

8,6

6,4

12,6

15,8

18,0

8,6

11,7

9,2

13,0

15,1

16.

ХК «Узвинпром-холдинг»

5,1

5,9

4,5

3,6

5,3

5,0

6,7

4,7

3,5

3,7

18,5

18,8

15,9

23,7

22,3

17.

Ассоциация «Узбекчармпойабзали»

0,6

0,6

0,5

0,5

0,4

0,8

0,04

0,9

0,1

0,1

0,5

0,5

1,2

1,5

1,4

18.

АО «Узстройматериалы»

38,0

51,5

188,6

28,7

30,3

45,7

37,4

51,8

44,5

43,1

215,7

220,0

224,4

228,9

233,5

19.

АО «Узбекистон темир йуллари»

0,19

0,13

0,1

0,1

0,1

0,7

0,2

0,5

0,6

0,6

7,0

27,1

16,7

35,3

13,4

20.

АК «Узмонтажспецстрой»

0,01

0,02

0,02

0,03

0,03

4,3

5,6

4,9

3,8

4,0

6,1

8,2

11,9

13,6

15,0

21.

Госкомавтодор

4,9

5,8

7,0

8,0

7,8

2,1

1,5

2,4

3,4

1,3

406,3

929,1

1 054,1

667,8

1 990,5

22.

ГАК «Узфармсаноат»

4,7

5,3

7,6

10,9

8,0

1,4

2,5

4,7

7,9

0,8

7,2

11,3

15,7

26,6

37,8

23.

Агентство по печати и информации

0,06

0,04

0,04

0,04

0,1

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,1

0,2

0,3

0,4

0,6

24.

ИПАК «Шарк»

0,14

0,002

0,002

0,001

0,002

0,4

0,4

0,3

0,3

0,3

0,1

0,3

0,3

0,6

1,1

25.

Теплоснабжающие организации

24,3

19,8

13,9

9,4

9,8

15,7

2,3

5,6

2,2

1,2

-

-

-

-

-

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2017 года № ПП-3012
ГРАФИК
внедрения энергоэффективных отопительных котлов в бюджетных организациях на 2017 — 2021 годы

единиц

Наименование объектов в разрезе территории

Всего в 2017 — 2021 гг.

В том числе по годам:

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

учреждений

котлов

учреждения

котлы

учреждения

котлы

учреждения

котлы

учреждения

котлы

учреждения

котлы

Всего

6 333

17 251

1 755

4 950

1503

4 053

1 232

3 337

974

2 599

869

2 312

в том числе по объектам:

Министерство народного образования

4 694

13 967

1 316

3 975

1 106

3 277

913

2 724

716

2 112

643

1 879

Министерство здравоохранения

1260

2 061

321

582

302

446

229

344

216

360

192

329

Центр среднего специального, профессионального образования

379

1 223

118

393

95

330

90

269

42

127

34

104

объекты в разрезе территорий:

Республика Каракалпакстан

930

2 841

301

910

248

717

171

534

110

355

100

325

Министерство народного образования

737

2 181

231

663

169

507

137

411

105

315

95

285

Министерство здравоохранения

151

291

60

150

67

107

24

34

Центр среднего специального, профессионального образования

42

369

10

97

12

103

10

89

5

40

5

40

Андижанская область

659

1 809

177

544

150

413

125

337

108

270

99

245

Министерство народного образования

545

1 686

154

513

131

393

106

318

81

243

73

219

Министерство здравоохранения

84

93

14

22

14

15

11

11

23

23

22

22

Центр среднего специального, профессионального образования

30

30

9

9

5

5

8

8

4

4

4

4

Бухарская область

603

1 671

164

499

139

385

114

313

99

251

87

223

Министерство народного образования

505

1 548

147

470

120

360

97

291

74

224

67

203

Министерство здравоохранения

70

93

10

22

12

18

10

15

21

21

17

17

Центр среднего специального, профессионального образования

28

30

7

7

7

7

7

7

4

6

3

3

Джизакская область

187

536

55

174

43

119

37

97

28

76

24

70

Министерство народного образования

142

465

35

142

36

108

29

87

22

66

20

62

Министерство здравоохранения

28

50

14

26

4

8

4

6

4

6

2

4

Центр среднего специального, профессионального образования

17

21

6

6

3

3

4

4

2

4

2

4

Кашкадарьинская область

411

1 424

30

171

107

380

101

351

93

281

80

241

Министерство народного образования

335

1 034

13

68

91

273

87

261

79

237

65

195

Министерство здравоохранения

46

138

9

23

7

17

8

30

10

32

12

36

Центр среднего специального, профессионального образования

30

252

8

80

9

90

6

60

4

12

3

10

Навоийская область

160

374

40

111

41

87

34

75

26

59

19

42

Министерство народного образования

62

210

14

64

16

48

13

39

10

32

9

27

Министерство здравоохранения

93

152

25

43

24

37

20

34

15

25

9

13

Центр среднего специального, профессионального образования

5

12

1

4

1

2

1

2

1

2

1

2

Наманганская область

460

1 037

138

298

105

237

92

202

66

161

59

139

Министерство народного образования

306

846

108

261

66

198

54

162

41

123

37

102

Министерство здравоохранения

150

187

28

35

39

39

37

39

24

37

22

37

Центр среднего специального, профессионального образования

4

4

2

2

1

1

1

1

Самаркандская область

685

1 765

185

511

162

429

139

350

104

252

95

223

Министерство народного образования

519

1 363

144

388

119

326

99

264

81

202

76

183

Министерство здравоохранения

131

263

33

68

34

65

32

66

17

34

15

30

Центр среднего специального, профессионального образования

35

139

8

55

9

38

8

20

6

16

4

10

Сурхандарьинская область

684

1 900

172

547

168

423

126

358

117

302

101

270

Министерство народного образования

451

1 477

115

440

112

336

91

301

70

211

63

189

Министерство здравоохранения

174

352

43

93

31

62

23

45

43

81

34

71

Центр среднего специального, профессионального образования

59

71

14

14

25

25

12

12

4

10

4

10

Сырдарьинская область

352

870

93

251

79

188

67

155

55

138

58

138

Министерство народного образования

241

725

68

226

58

164

47

131

36

108

32

96

Министерство здравоохранения

100

132

23

23

18

21

16

20

18

28

25

40

Центр среднего специального, профессионального образования

11

13

2

2

3

3

4

4

1

2

1

2

Ташкентская область

422

1 072

143

326

91

245

73

200

62

160

53

141

Министерство народного образования

354

983

126

299

76

228

62

186

47

141

43

129

Министерство здравоохранения

62

73

15

22

14

14

10

10

14

17

9

10

Центр среднего специального, профессионального образования

6

16

2

5

1

3

1

4

1

2

1

2

Ферганская область

546

1 331

182

410

120

290

102

242

75

209

67

180

Министерство народного образования

313

892

106

271

69

207

56

168

43

129

39

117

Министерство здравоохранения

162

221

42

45

35

38

33

33

27

56

25

49

Центр среднего специального, профессионального образования

71

218

34

94

16

45

13

41

5

24

3

14

Хорезмская область

227

607

72

192

48

136

49

119

31

85

27

75

Министерство народного образования

184

557

55

170

43

129

35

105

27

81

24

72

Министерство здравоохранения

9

16

5

10

3

5

1

1

Центр среднего специального, профессионального образования

34

34

12

12

2

2

13

13

4

4

3

3

г. Ташкент

7

14

3

6

2

4

2

4

Центр среднего специального, профессионального образования

7

14

3

6

2

4

2

4

Примечание. целевые параметры подлежат уточнению по итогам разработки проектно-сметной документации и могут быть уточнены Республиканской комиссией по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 6
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2017 года № ПП-3012
См. предыдущую редакцию.
ГРАФИК
внедрения энергоэффективных насосов и электродвигателей в насосных станциях водохозяйственных организаций Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан на 2017 — 2021 годы
(наименование приложения № 6 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2018 года № УП-5497 — Национальная база данных законодательства, 01.08.2018 г., № 06/18/5497/1604)

единиц

п/п

Наименование территорий

Всего в 2017 — 2021 гг.

в том числе по годам:

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

насосы

электродвигатели

насосы

электродвигатели

насосы

электродвигатели

насосы

электродвигатели

насосы

электродвигатели

насосы

электродвигатели

Всего

879

1 523

127

320

181

350

245

420

163

214

163

219

в том числе:

1.

Республика Каракалпакстан

59

133

8

25

13

38

16

48

11

11

11

11

2.

Андижанская область

164

155

12

20

24

30

30

50

48

30

50

25

3.

Бухарская область

25

45

2

18

3

15

7

0

8

6

5

6

4.

Джизакская область

22

63

3

15

3

14

5

17

5

8

6

9

5.

Кашкадарьинская область

40

104

8

26

12

25

14

27

3

12

3

14

6.

Навоийская область

25

34

4

14

6

0

6

5

5

7

4

8

7.

Наманганская область

152

218

23

45

29

42

40

58

27

35

33

38

8.

Самаркандская область

72

173

14

24

21

51

24

45

7

25

6

28

9.

Сурхандарьинская область

101

132

19

10

22

14

29

50

16

30

15

28

10.

Сырдарьинская область

12

22

2

7

3

10

3

0

3

3

1

2

11.

Ташкентская область

56

100

9

23

9

16

18

34

10

12

10

15

12.

Ферганская область

85

199

13

51

27

58

36

55

5

20

4

15

13.

Хорезмская область

66

145

10

42

9

37

17

31

15

15

15

20

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7
к
постановлению Президента Республики Узбекистан от 26 мая 2017 года № ПП-3012
Состав
Республиканской комиссии по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии
См. предыдущую редакцию.

Арипов А.Н.

Премьер-министр Республики Узбекистан, председатель комиссии

Ибрагимов Г.И.

заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, заместитель председателя комиссии

Кучкаров Д.А.

первый заместитель министра финансов

Рузибаев Б.К.

первый заместитель министра водного хозяйства

Жураев Н.С.

первый заместитель министра юстиции

Асомов Д.Д.

заместитель министра экономики

Искандаров Э.Б.

министр жилищно-коммунального обслуживания

по должности

первый заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан

Кучкаров Б.Т.

председатель Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды

Гулямов Р.А.

председатель Государственного комитета по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции

Шадиев М.И.

заместитель председателя Государственного комитета по архитектуре и строительству

Юлдашев А.А.

первый заместитель председателя Государственного налогового комитета

Юлдашев Б.С.

президент Академии наук Республики Узбекистан

Султанов А.С.

председатель НХК «Узбекнефтегаз»

Саломов Ф.И.

председатель АО «Узбекэнерго»

Сангинов А.А.

председатель АО «Узбекгидроэнерго»

Абдуллаев А.А.

председатель АО «Узкимёсаноат»

Абдурахмонов И.Ю.

министр инновационного развития

Хаитов А.А.

генеральный директор Агентства «Узстандарт»

Исмаилов В.В.

начальник Узбекского агентства автомобильного и речного транспорта

Чуб В.Е.

генеральный директор Узгидрометцентра

Акбарходжаев Л.Т.

начальник ГИ «Узгоснефтегазинспекция»

Ниматуллаев А. Д.

начальник ГИ «Узгосэнергонадзор»

Гулямов Б.В.

начальник ГИ «Саноатгеоконтехназорат»

Мирзамахмудов Ж.Т.

заведующий ИАД по вопросам геологии, топливно-энергетического комплекса, химической, нефтехимической и металлургической промышленности Кабинета Министров

по должности

начальник главного управления финансов и тарифного регулирования базовых отраслей промышленности, топливно-энергетического комплекса и развития геологии Министерства финансов

Евдокимов Л.А.

начальник отдела повышения энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии Министерства экономики, секретарь комиссии

Примечание: при переходе членов Республиканской комиссии на другую работу в его состав включаются лица, вновь назначенные на эти должности или на которых возложено выполнение данных функций.
(приложение № 7 в редакции Указа Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2018 года № УП-5497 — Национальная база данных законодательства, 01.08.2018 г., № 06/18/5497/1604)
КОММЕНТАРИЙ
к постановлению Президента Республики Узбекистан «О Программе мер по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017 — 2021 годы»

За последние годы в республике проведена масштабная работа по повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере, а также расширению использования возобновляемых источников энергии. В частности, во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 1 марта 2013 года «О мерах по дальнейшему развитию альтернативных источников энергии» и постановления Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2015 года «О Программе мер по сокращению энергоемкости, внедрению энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере на 2015 — 2019 годы»:

создана Республиканская комиссия по вопросам энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии, в структуре Министерства экономики Республики Узбекистан создан отдел повышения энергоэффективности в качестве рабочего органа Республиканской комиссии;

образован Международный институт солнечной энергии в г. Ташкенте;

при поддержке Азиатского банка развития разработана «дорожная карта» по развитию солнечной энергетики в Узбекистане;

в Папском районе Наманганской области при содействии Министерства торговли, промышленности и энергетики Республики Корея на основе корейских технологий построена и в декабре 2014 года введена в эксплуатацию солнечная фотоэлектрическая станция мощностью 130 кВт с подключением к единой электроэнергетической системе, которая ежегодно может вырабатывать 234,3 тысячи киловатт-часов электроэнергии;

подготавливаются проекты по строительству крупных солнечных фотоэлектрических станций в Сурхандарьинской, Наманганской и Навоийской областях;

совместно с Всемирным банком разработан Атлас ветра Республики Узбекистан, на завершающем этапе находится инвестиционный проект по строительству опытной ветровой энергоустановки мощностью 750 кВт в Бостанлыкском районе Ташкентской области.

По итогам 2016 года базовыми отраслями экономики с учетом дополнительного комплекса мер по экономии энергоресурсов в осеннее-зимний период 2016/2017 годов выполнены мероприятия с экономией 1210,3 миллиона киловатт-часов электроэнергии и 991,2 миллиона кубометров природного газа, или 5,1 процента и 3,6 процента соответственно к общему годовому объему потребления отраслей в 2016 году. Это способствовало снижению энергоемкости внутреннего валового продукта в 2015 году на 10,8 процента, в 2016 году — на 7,2 процента, по итогам первого квартала 2017 года — на 12,7 процента по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет.

Вместе с тем на сегодняшний день имеется ряд нерешенных вопросов, препятствующих дальнейшему ускоренному развитию использования альтернативных источников энергии.

Не в полной мере вовлечены резервы по использованию энергии из возобновляемых источников энергии в регионах республики, по которым необходимо разработать региональные адресные программы.

Возникает необходимость установления конкретных целевых параметров снижения энергоемкости для организаций и предприятий с учетом поставленных задач по снижению к 2030 году энергоемкости внутреннего валового продукта в два раза по сравнению с 2016 годом.

С учетом этих важных задач принятие данного постановления Президента Республики Узбекистан направлено на дальнейшее снижение энергоемкости внутреннего валового продукта, снижение себестоимости продукции и расширение использования энергии из возобновляемых источников в отраслях экономики и социальной сфере на 2017 — 2021 годы.

Обеспечение экономики энергоресурсами предусматривается за счет решения двух задач — диверсификации топливного баланса за счет возобновляемых источников энергии, замещая ими традиционные виды топлива и сокращая их долю в производстве электрической и тепловой энергии, а с другой стороны — реализации долгосрочной программы снижения энергоемкости производства в отраслях экономики, улучшения экологической обстановки в зонах промышленной деятельности.

Приоритетной задачей на ближайшую перспективу является сокращение энергоемкости и ресурсоемкости экономики, широкое внедрение в производство энергосберегающих технологий, расширение использования возобновляемых источников энергии, повышение производительности труда.

Реализация комплекса мер по активному использованию возобновляемых источников энергии направлена на обеспечение получения промышленных видов энергии, таких как электрическая и тепловая энергии, что позволит заместить углеводороды и направить их для производства высоколиквидной продукции, в частности для производства полимеров, синтетических видов топлива.

В частности, Академией наук Республики Узбекистан, Агентством по науке и технологиям, АО «Узбекгидроэнерго», Международным институтом солнечной энергии, Научно-техническим центром АО «Узбекэнерго» в двухмесячный срок на основе анализа отечественных разработок и научно-прикладных исследований в сфере использования энергии из возобновляемых источников, в том числе развития солнечной энергетики, энергоэффективности, а также возможности трансфера опробованных передовых зарубежных технологий в этой сфере будет разработан и представлен на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан план практических мер по расширению целевого внедрения в отраслях экономики и социальной сфере возобновляемых источников энергии и развитию солнечной энергетики.

Кроме того, постановлением утверждены:

целевые параметры по дальнейшему развитию возобновляемой энергетики, где предусматривается доведение доли возобновляемых источников энергии в структуре генерирующих мощностей с 12,7 процента до 19,7 процента к 2025 году, в том числе гидроэлектростанций с 12,7 процента до 15,8 процента, солнечной энергетики до 2,3 процента и ветровой энергетики до 1,6 процента;

перечень инвестиционных проектов по развитию возобновляемой энергетики, где предусматривается реализация 810 проектов на общую сумму 5,3 миллиарда долларов в период 2017 — 2025 годы;

комплекс мер по развитию использования возобновляемых источников энергии и повышению энергоэффективности в отраслях экономики и социальной сфере на 2017 — 2021 годы, где предусмотрено 28 мероприятий по разработке нормативно-правовых актов, адресных программ и реализации других приоритетных мер;

целевые параметры снижения энергоемкости производства в базовых отраслях экономики на 2017 — 2021 годы, где по 25 крупным предприятиям и организациям установлены прогнозы снижения удельных норм расхода энергии на производство промышленной продукции;

график внедрения энергоэффективных отопительных котлов в бюджетных организациях на 2017 — 2021 годы, где предусматривается замена 17 251 отопительного котла в 6 333 бюджетных организациях Министерства народного образования, Министерства здравоохранения и Центра среднего специального, профессионального образования;

график внедрения энергоэффективных насосов и электродвигателей в насосных станциях водохозяйственных организаций Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан на 2017 — 2021 годы, в соответствии с которым предусматривается замена 879 насосов и 1 523 электродвигателей в водохозяйственных организациях Министерства сельского и водного хозяйства.

На финансирование указанных мероприятий в 2017 — 2021 годах будет направлено более 314,1 миллиарда сумов из Государственного бюджета.

Реализация принятых мер в рамках данного постановления позволит обеспечить:

совершенствование законодательной и нормативной базы, а также широкое привлечение населения и хозяйствующих субъектов к внедрению энергосберегающих технологий, установке современных приборов учета и более рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов;

увеличение производства электроэнергии с доведением доли возобновляемых источников энергии в структуре генерирующих мощностей с 12,7 процента до 19,7 процента к 2025 году;

кардинальное снижение энергоемкости производства (на 9 792,0 тысячи тонн условного топлива или ежегодно в среднем не менее чем на 8 — 10 процентов);

замену на энергоэффективные 17 251 отопительного котла в 6 333 бюджетных организациях Министерства народного образования, Министерства здравоохранения и Центра среднего специального, профессионального образования с экономией более 56,5 миллиона кубометров природного газа;

замену 1 523 энергоемких электродвигателей и 879 насосов в водохозяйственных организациях Министерства сельского и водного хозяйства на энергосберегающие с экономией 807,3 миллиона киловатт-часов электрической энергии;

увеличение ввоза энергосберегающих технологий и стимулирование использования энергии с применением установок по производству энергии из возобновляемых источников за счет представления налоговых и таможенных льгот;

рациональное использование невоспроизводимых углеводородных ресурсов, повышение конкурентоспособности производимой продукции, осуществление на этой основе устойчивого обеспечения отраслей экономики и населения топливно-энергетическими ресурсами;

трансфер технологий по возобновляемым источникам энергии и энергоэффективному оборудованию, создание отечественных производств по выпуску оборудования и комплектующих в данной сфере;

увеличить доступность к гарантированным источникам энергии населения, особенно в удаленных сельских районах, улучшить качество жизни и благосостояния населения.

(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 22, ст. 424; Национальная база данных законодательства, 06.04.2018 г., № 06/18/5399/1018, 01.08.2018 г., № 06/18/5497/1604)